Глава 3
Я иду по ковру, Мы идем пока врем
3.1. роликовые коньки для тех, кому за...*
*Этот раздел годится также для обучения маленьких детей (до 11-12 лет). Подростки обычно учатся катанию на уровне фитнесс без особой теории, на простом подражании. Вслед за полным покорением самого заводного, но слабо денежного возраста - подростков, роликовая индустрия взялась за взрослых, достаточно консервативных, но обеспокоенных малоподвижностью и все-таки еще не махнувших на себя рукой. Катаются бизнесмены и врачи, политики и журналисты, банкиры и милиционеры, профессора и домохозяйки. Прослойка сочувствующих и колеблющихся после очередного показа "экстрим-игр" растет и пухнет, готовая взорваться со дня на день новым потребительским бумом. Чтобы бум этот не стал для многих буквальным и не закончился гипсом, позволю себе несколько советов. Я встал на тележки (двухосные ролики) советского производства где-то в 35, а на блэйды ("лезвия") в 38. С детства у меня слабое зрение (10%) и поэтому не очень хорошая координация и проблемы с равновесием, плюс сидячая работа, а до нее учеба. В общем, не самая лучшая физическая база. Собственно, с этих позиций, а не для спортсменов, я дам несколько начальных советов. Тем, кто умеет (умел когда-то) кататься на коньках, владеет техникой конькового шага на лыжах или просто уверен, что тело само поймет, как двигаться, нужно просто встать на Настоящие ролики (Об этом во второй главе). И все-таки, хотя бы по диагонали пробежитесь и по тексту этой главы: Естественно, вы надеваете новые свежекупленные ролики, восхитительно удлиняющие ноги и моментально превращающие вас в существо XXI века прямо на диване. И первые 10-20 раз вы брякаетесь прямо на ковер. И это разумно! Итак, "встаньте на пол, три-четыре, если вы в своей квартире". Сразу выверните носки ног на 90 градусов, так чтобы ступни образовали букву "Т" - пятка одной ноги к середине стопы другой. Переставляя ноги "елочкой", слегка согнув колени, походите по ковру. Вы должны быть в полной защите и с готовностью падать только вперед, выставляя сплошную линию обороны: перчатки закрывают лицо, налокотники сведены вместе и закрывают грудь, а подтянутые к ним наколенники блокируют живот - вы несокрушимы! Падение назад недопустимо: затылок, позвоночник и особенно копчик к ударам об асфальт не готовы. Но вам не надо, подобно фигуристам, учиться закручиваться и кувыркаться при падениях - просто хлопайтесь на защиту даже с высоты двух метров. Она надежна. После ковра вы готовы к прогулкам по газонам и даже к асфальту, лучше в гору, чем с горы. Тормозить вы пока можете только падением и только вперед. С опорой на перила, твердое плечо друга или лыжную палку можно переходить ОТ ХОДЬБЫ К КАТАНИЮ. Площадка для первых занятий должна быть безлюдная, абсолютно бестранспортная; с гладким, без трещин и выбоин покрытием; чистая; без больших уклонов. Зеваки не нужны, но любой наблюдатель может оказаться полезным. Вообще в одиночку не стоит кататься. А во всех американских "сердечных" руководствах один из главных способов знакомства, перерастающего в любовь, конечно, ролики. Здесь и далее мы будем упорно пользоваться обозначениями "передняя нога" и "задняя нога", абсолютно неграмотными с позиций русской изящной словесности и даже анатомии - ведь у нас всего две ноги и обе внизу, а не впереди и не сзади. Однако, как только вы начнете кататься, вы к своему удивлению обнаружите, что одна из ваших ног лучше себя чувствует сзади, а другая всегда предпочитает быть впереди. Поэтому никакой левой и правой ноги для всех не существует: то, что один делает с левой впереди, у другого получится только с правой. Закручиваться так же удобно одному по часовой, другому - против. Если вы никогда не катали игрушечный автомобильчик, раздобудьте его и попробуйте прямо сейчас: плотно прижимаете все колеса к полу и прокатываете вперед (не толкаете, не тянете, не бросаете).
Это и есть попеременный двухшажный коньковый ход. При этом выпад левой ноги подкрепляется махом вперед правой руки, а потом наоборот: правая нога выбрасывается вперед с левой рукой. Если разгоняться приходиться вверх по уклону носки разворачиваются как можно дальше врозь. А когда качение невозможно, просто переходите на шаг "елочкой". ТОРМОЖЕНИЕ На одном или обоих ваших коньках могут быть тормозное колесико, которое при нажатии на пятку прижимается к заднему ролику, останавливая движение, или резиновый тормоз, трущийся об асфальт опять же при нажатии на пятку. Нога с тормозом должна находиться под корпусом в слегка согнутом положении и с поднятым носком, а другая выпрямлена вперед и опирается на все колеса. Для освоения фигурного катания тормоз надо снять и пользоваться техникой Ти-стоп: заводить за ногу, что катится, вторую ногу - в поперечном направлении - и тормозить торцами колес. Задняя нога при этом расслаблена в колене - просто тащится, как хвост или швабра. Скорость легко сбивается также закручиванием всего тела, начиная от головы; руки для равновесия широко расставлены, ноги пятка к пятке по дуге - называется это - тормоз "рыбка". Неполный выворот и волочение задней ноги вызывает торможение. Те, кто привык к горным лыжам, могут легко освоить торможение "плугом": колени чуть согнуть вовнутрь и сводить носки. КАТАНИЕ ПО ИНЕРЦИИ Если вы прилично растолкались или скатываетесь с горки (ради бога - не крутой!) ноги могут принять параллельное положение (с наклоном корпуса вперед и сгибом широко расставленных колен) или более элегантную стойку "ножницы" - колени вместе, корпус прямой, одна нога едет сразу за другой почти в линию. На самом деле пятка (задний ролик) одной ноги и носок (передний ролик) другой находятся рядом. Это очень важно. "Ножницы" - самая лучшая стойка для приземления после прыжков, для катания по лестницам и вообще везде, где нужен полный контроль над скоростью и направлением, а также способность коленей гасить любой толчок. Плавные виражи закладываются простым поворотом плеч и переносом веса тела с правой на левую половину. На параллельных ногах в виражи входят, приседая больше на одну ногу и отставляя другую в сторону - описывая ею большие дуги с центром под другой ногой, что-то вроде циркуля, у которого иголка на согнутой ножке, а грифель на распрямленной. КАТАНИЕ В ДОЖДЬ - может быть только вынужденным, потому что подшипники оно гробит, но важно уцелеть самому, если нет другого выхода. Очень опасным является влаго-пылевая пленка в первые минуты дождя и мокрые пятна с пылью и грязью после дождя. Их можно проезжать только по инерции на строго вертикальных колесах, при разгоне ноги разъедутся в стороны, а на вираже вы просто грохнетесь на бок. Собственно при дожде или ливне хорошие колеса типа Labeda держут отлично, но все равно ноги надо держать очень ровно, вертикально. |