Крым. Отдых + туризм

Пляжи Крыма

Дайвинг в Крыму

АквалангиВезде, где есть причалы или просто оживленные пляжи, можно совершить прогулку вдоль живописного берега или к открытому морю, чтобы полюбоваться на дельфинов или покормить чаек (булкой запаситесь заранее, чтобы потом не покупать в баре теплохода чипсы по тройной цене). Нанимать небольшой частный катер или яхту всегда дороже, чем просто купить билет на теплоход. На причалах у кассы обычно вывешено расписание морских экскурсий, например, такие эффектные морские путешествия как Алушта - Новый Свет - Судак совершаются лишь раз в неделю, так что выпишите себе все возможные варианты и спланируйте поездку заранее. Практически в каждом уголке Крыма есть свои сверхкрасивые участки побережья:
На Тарханкуте - мысы Большой и Малый Атлеш, скалы Джангуль.
У Севастополя - бухты города, Балаклавская бухта, мысы Фиолент, Айя.
Южный берег Крыма - весь от Ласпи до Коктебеля, особенно скалы Симеиза, скалы Гурзуфа и Аю-даг, мыс Плака и Птичьи острова, Новый Свет, Судак, Меганом (бухта Бугаз), Карадаг.
Азовское побережье - мыс Казантип (а вообще все - от основания Арабатской стрелки до Керченского пролива).
Керченский пролив - весь, но особенно Средняя коса.
Черноморский берег Керченского полуострова - мыс Опук и Скалы-корабли.

Дайвинг - погружение с аквалангом чрезвычайно модное сейчас занятие, дайвинг-центры есть практически везде, а интересных затопленных объектов также довольно много.
На полуострове представлены четыре наиболее распространенные школы дайвинга: ПАДИ (PADI), КМАС (CMAS), НАУИ (NAUI), СЕДИП (CEDIP) и все основные направления "подводного отдыха": локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию.
В каждом регионе Крыма и новичок, и опытный дайвер обязательно увидит что-то интересное. Многоплановые рельефы и ландшафты морского дна, последствия тектонических разломов и извержений вулканов, выбросы яшмы, оникса, агата, других красивых камней…
Судоходство в Крыму имеет многотысячелетнюю историю, поэтому на разных глубинах и с разной степенью сохранности можно обнаружить самые разнообразные предметы, эффектные "рэки" ("wrecks" -обломки крушений, затонувшие суда).
На мысе Тарханкут, например, исследователей ждет торпедированный в 1943 году транспорт "Волго-Дон" и эксклюзивная "Аллея вождей", состоящая из небольших скульптур вождей марксизма-ленинизма, а из последних находок - военный самолет бельгийского производства.
На мысе Айя дайвера ожидает своеобразная красота расщелин, изгибов, гроты в скальных стенах, в районе устья реки Качи - останки английского парусника, погибшего во время шторма 1854 года.
МаскиВ Ласпинской бухте турист увидит причудливые скалы - сфинкса, фигуру русалки, панцирь черепахи…
На Южном берегу хороши погружения в районе скал Адалары в Гурзуфе и на Аю-даге, возле Ласточкина гнезда, в гроты и пещеры мыса Ай-Тодор..
Незабываемое впечатление оставляет морское дно в Восточном Крыму - в акватории заповедника Кара-Даг, на мысе Меганом, в бухтах Нового Света.
Сертифицированные инструкторы из фирм "Аквамарин" (Балаклава), "Юнион-Крым" (Ялта), "Юникон-Дайверс" (Севастополь) готовы обучить и показать всем желающим красоты Черного моря. На базе "Отважный" (Судак) хорошо, в несколько ступеней, поставлено обучение детей.
Несколько особняком стоит услуга, которую предлагает фирма "Скайлес". Управляемый подводный аппарат "Омар" дает возможность любому человеку без специального снаряжения погружаться на любые глубины и наблюдать жизнь моря через иллюминаторы.
В описании затопленных объектов признанным мастером является севастополец Алексей Мордасов, материалы которого мы вам предлагаем. На его сайте в Интернет выставлены описания таких объектов:
Акватория рейда р. Кача – м. Константиновский
Английский парусник. 1854 год
Акватория Херсонесского музея-заповедника
Античные амфоры, керамика, якоря
Древний порт
Акватория бухты Омега
«Музей якорей»
«Ступени Омеги»
Акватория бухты Казачьей
«Место сражения»
Торпедный катер. Боеприпасы
Немецкий бомбардировщик "Хенкель 111"
Акватория мыса Херсонес
«Зловещие скалы»
«Подводный каньон»
Советский самолет. 1944 год
Советский транспорт на 35-й батарее. Грот-башня.
Акватория м. Фиолент
Подводные фьорды
Грот- сифон
Погружения в районе Балаклавы – мыса Айя Карниз
«Святой грот»
Подводные пещеры и гроты на Ушаковской стенке
Виновоз, 1934 г.
Грот Дракон
Акватория Ласпинской бухты – м. Сарыч
Сфинкс
Расщелины
Каменный сад на мысе Сарыч
Симеиз. Акватория мыса Опасный
Немецкий самолет, 1944 год.

Теперь для примера несколько описаний:
Акватория Херсонесского музея-заповедника
Нырять возле античного Херсонеса и в Карантинной бухте можно месяцами, и самое интересное, всегда найдешь и увидишь что-то новое. Здесь много античной керамики – осколки посуды, остатки амфо…p и пифосов, глиняная черепица. Со времен первой обороны встречаются ядра, картечь. Очень много якорей, причем различных эпох – от античных свинцовых до до относительно современных якорей Мат росова и Холла с довольно крупных кораблей. После Великой Отечественной – гильзы от снарядов корабельных пушек и пулеметов, много артиллерийского пороха в трубках и пластинах, который подсохнув, великолепно горит.
Мы рекомендуем сделать два дайва в акватории заповедника «Херсонес-Таврический». Это минимум, котрый позволит хоть немного познакомиться с этим уникальным местом.
Античные амфоры, керамика, якоря
Ныряем с катера напротив собора св. Владимира, где по преданию крестился Владимир Великий и откуда началось крещение Руси. Место историческое, известное на весь мир. Глубина – 18м. Рельеф – кру пные камни, песок. Последовательно проходим два небольших грота, один состоит как бы из двух арок в разных уровнях. Идем вдоль гряды и на глубине около 20, в расщелине видим полуторамеровый яко рь 19 века. Дальше гряда приводит нас к еще одному большому якорю середины 19в с обрывком цепи. Якорь - адмирал прекрасно сохранился. Стоит вертикально и довольно прочно застрял в камнях. На нем видны обрывки веревок и даже разорванный резиновый парашют – свидетельства неудачных попыток его подъема. Уходим мористее, к границе песка и камней. Глубина – 22 м. Среди камней и песка собира ем длинные (порой до метра) трубки и пластинки артиллерийского пороха. Нередко и здесь видны осколки античной глиняной посуды, много ручек от амфор, черепицы с надписью «Марсель, 1853 год». На г pунте, среди камней и песка много бычков, нередки ерши и зеленухи.
Глубины 5-20 м, область погружения 100 м

«Музей якорей»
Ныряем с катера, напротив парка Победы. Глубина –20 м. Рельеф дна – ровный. Крупные камни, песок. На грунте много рапана. Широко распространенный в Крыму промысел по добыче мяса рапаны, почему-т n мало касается этого места. И каждый раз, ныряя здесь, мы собираем много ракушки и крабов.
Обходя большие валуны, идем по направлению к берегу. Маршрут составлен таким образом, что мы последовательно проходим разные якоря – от огромного якоря с броненосца до сравнительно небольши
х экземпляров, предположительно – с парусно-моторных шхун. Возраст находок колеблется от 200 до 30-40 лет, сохранность – вполне удовлетворительная. В конце маршрута глубина уменьшается до 8 метр nв. Путь к катеру проходим по живописным камням , сделав циркуляцию к юго-западу. Иногда встречаются осколки французских и английских бутылок из толстого стекла. После штормов можно найти и ц eлые, совсем не поврежденные бутылки. Обитатели морского дна – бычок, ерш, султанка (барабуля), зеленуха, хамса.

Найден огромный немецкий самолет "Хейнкель" 111 !!!
Здоровенный немецкий самолет лежит на глубине 20 м на илистом грунте. Заилен наполовину, но внутрь корпуса есть несколько проходов, куда довольно страшно соваться из-за поднимаемой со дна мути и ограниченной видимости. Вокруг самолета на огромной территории разбросаны всяческие немецкие вещи - как-то: пиропатроны, весла от надувной лодки, каски, обгорелые противогазы, сапоги. Много человеческих костей. Это и немудрено - экипаж самолета должен был быть что-то около десяти человек. Внутри, понятное дело, еще больше. Но доступ внутрь очень ограничен из-за того, что в люки с компенсатором не протиснешься. Однако мы видели небольшую надувную лодку с маркировкой, плафоны, металлические ящики, карабины, планшетки и т.д.
Корпус самолета почему-то прекрасно сохранился. Проведешь по крылу рукой - оно и заблестит...
Заметно, что на борту был сильный пожар - большинство предметов имеет следы огня. Нашли мы котелок с выцарапанным на нем номером и фамилией. Как знать, может кто-то в Германии до сих пор ждет немецкого летчика и не верит в его гибель...
Фотографий, к сожалению, внятных у нас нет из-за того, что муть поднимается даже при легком прикосновеннии к грунту. В основном приходится работать наощупь...
Сам воздушный корабль неплохо бы почистить, да грунт отсосать. Думаю, что это красноречивый памятник военных лет а одновременно - братская могила экипажа крупного немецкого бомбардировщика "Хейнкель - 111"

Симеиз. Акватория мыса Опасный
Немецкий самолет, 1944 год.
От Севастополя до мыса Опасный, (который находится точно между Симеизом и Алупкой) – около часу езды.
Спускаемся с трассы Севастополь- Ялта к морю, а позади нас остаются причудливые, острые ве pшины Ай-Петри.
Ныряем с берега, шагнув в воду с одного из больших волнорезов обширного галечного пляжа.
Глубина от 3-4 метров плавно увеличивается до 14. Наш ориентир – плоскость немецкого самолета, лежащая среди мелких камней и песка.
Это крыло (или его часть). Хорошо видны заклепки, несколько отверстий различного диаметра, остатки труб (или тяг). Крыло обросло морскими отложениями, надписей или следов фашистской символики мы не смогли обнаружить. Перевернуть плоскость не получилось даже трем ныряльщикам. Возле крыла меняем курс и плывем параллельно берегу, на компасе –100 градусов.
Прямо перед нами – большой кованый якорь-кошка, сильно обросший водорослями.
Стоит ровно – лапы на грунте, веретено поднимается вертикально вверх, в ухе сохранилось рымовое коль цо.
Идем дальше. Рельеф дна, кстати, интересен и заслуживает нескольких слов.
Мы парим над обширной поляной с мелким песком, и иногда встречающимися крупными камнями.
Валуны кое-где образуют н екое подобие «арены» - соединяются в полукольца, а между ними песчаные поля со среднего размера камушками.
На грунте много крабов и рапана, правда небольшого размера. Под камнями резвится кефалька, бычок, зеленуха, ставридка.
Путь к останкам самолета нам указывают многочисленные детали и фрагменты, по-видимому отвалившиеся от него во время сильного удара об воду.
Вот уже виден и фюзеляж с большим трехлопастным пропеллером. Лопасти согнуты как раз по направлению падения самолета.
Нам удалось найти только носовую часть крылатой машины. Хорошо сохранился двигатель, корпус носовой части. Можно заглянуть внутрь – там висят обрывки проводов, переплетения трубопроводов, видны детали самого мотора, тяги. Есть и номерные детали. В акватории катастрофы можно найти большое количество обломков и wастей оснастки самолета.
Точную дату гибели машины установить не удалось. В Симеизе живет свидетель падения самолета, который утверждает, что это было ранней весной 1944 года.
Летчик погиб, а самолет был сбит нашим штурмовиком, зацепился шасси за скалу и взорвался уже в воде.
Марку мы пока еще - увы, не знаем.
Осмотрев следы мощной авиакатастрофы, мы уходим мористее, где глубина достигает 20 метров. За границей камней и песка уже нечего делать.
Перед нами расстилается на редкость однообразная песчаная поляна, по которой ползают крабы, раки-отшельники, рапаны. Кое-где встречаются редкие водоросли. Плывем к берегу, сделав несколько хороших подводных фотографий рельефа.
Директор клуба “Юникон дайверз” Алексей Мардасов
Севастополь: 8 (0692) 44-32-71, 9 050 320-7241
E-mail: am@unicondivers.com.ua.


Контакты:

cost.ru@bk.ru

+38 (050) 428-53-84

© Игорь Русанов

Использование материалов только с письменного разрешения автора


Хостинг от uCoz